Новости компаний (членов союза)

08.07.2019

Престижная премия и традиционный «Пенетрон-лаунж» – первые новости с международной выставки-форума «Иннопром-2019».

03.07.2019

Специалисты холдинга «Пенетрон-Россия» поделились опытом защиты объектов ЖКХ на Всероссийском водном конгрессе.


Тематическая секция Антикоррупционного форума Свердловской области 5 декабря 2018 года

Доклад С.Л. Мазуркевича на тематической секции

Антикоррупционного форума Свердловской области,

5 декабря 2018 г.

Доклад

«О практике работы некоммерческих организаций, участвующих в противодействии коррупции»

Уважаемые участники тематической секции!

В начале своего выступления позвольте отметить положительные тенденции в развитии антикоррупционного законодательства, внедрении системных мер по противодействию коррупции, воспитании не толерантного отношения к коррупции среди молодого поколения предпринимателей. Особую роль в противодействии коррупции играют некоммерческие организации, обеспечивая возможность диалога между властью и бизнесом.

В Свердловской области зарегистрировано более 6000 некоммерческих организаций. Многие из них имеют успешную практику работы по противодействию, профилактике и предупреждении коррупции, регулярно проводят образовательные мероприятия, анкетирование, участвуют в экспертиза правовых актов на предмет выявления коррупциогенных факторов, оказывают адресную помощь субъектам малого и среднего бизнеса.

С 2012 года к «Антикоррупционной хартии российского бизнеса» в нашей области, присоединились 54 некоммерческих организаций, объединяющих несколько тысяч субъектов малого и среднего бизнеса.

Некоммерческие организации - союзы Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменск-Уральского, отраслевые объединения строителей, металлургов, жилищно-коммунального хозяйства заключили и успешно реализуют более 14-ти антикоррупционных соглашений по взаимодействию и сотрудничеству с органами власти.

А именно с:

-министерствами: Минпромом, Мининвестиций, Минэнергетики, Минприроды и др.;

-контрольно-надзорными органами: управления Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Росприроднадзора;

-правоохранительными органами: управления ГУВД, Следственного комитета;

управленческими округами области: Северный, Южный округа.

В целях антикоррупционного просвещения малого бизнеса и формирования нетерпимого отношения к коррупции Союзом совместно с другими бизнес-объединениями в последние годы изданы 6 антикоррупцонных брошюр, поясняющих специфику проявления коррупции в сфере малого и среднего бизнеса, практику работы некоммерческих организаций по предупреждению коррупции, предложения Союза и других общественных объединений органам власти и законодателям по совершенствованию законодательства о противодействии коррупции.

В мероприятиях областной общественной программы «Общество против коррупции» приняли участие 26 институтов гражданского общества, в том числе Союз малого и среднего бизнеса, Союз «Антикоррупция», «Граждане России – за закон» (ГРОЗА)», Фонд борьбы с организованной преступностью, Антикоррупционный клуб Молодёжного правительства Свердловской области и другие. Также некоммерческие организации инициируют проведение областных антикоррупционных форумов, конференций, семинаров, «круглых столов», выявляя новые и новые коррупциогенные факторы, вовлекая общественность в работу по противодействию коррупции.

Некоммерческие организации участвуют в антикоррупционном мониторинге, опросах предпринимателей, антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов.

Особое место занимают некоммерческие организации, основная уставная цель которых предусматривает участие в мероприятиях по профилактике и противодействию коррупции. По данным Главного управления Минюста в Свердловской области зарегистрированы 21 таких некоммерческих организаций. В 2018 году группой организаций создан и находится в стадии становления Координационный совет некоммерческих организаций Свердловской области, осуществляющих свою деятельность в сфере противодействия коррупции. Задача Координационного совета - координация антикоррупционной деятельности, согласование планов и объединение усилий по созданию благоприятных условий для работы некоммерческих организаций.

В 2018 году в соответствии с Федеральным законом и постановлением Правительства страны начал функционировать федеральный «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия» за совершение коррупционного правонарушения. По состоянию на 1 ноября в Реестр включены 600 человек, из них 20 человек, а это 3,3 % – из Свердловской области. Доступ к реестру свободный.

Реестр это своеобразная «доска позора», мощный стимул к антикоррупционному поведению чиновников. Однако, сегодня в него не включаются коррупционеры, совершившие уголовные преступления, уволенные в связи с вступлением в законную силу приговора суда. Отмечу, коллеги, что создание такого инструмента не панацея для решения всех проблем, а лишь мотивирующий механизм. Многие предприятия сегодня пользуются данными реестра при принятии на работу бывших чиновников.

В результате реализации антикоррупционных мер по данным прокуратуры, в Свердловской области наметились положительные изменения и снижение уровня коррупции по целому ряду показателей. Количество нарушений законодательства о противодействии коррупции снизилось с 7340 в 2015 году до 4100 в 2017 году. В 2017 году по сравнению с 2016 годом количество выявленных преступлений коррупционной направленности уменьшилось с 546 до 472 или на 13,6 %. В ходе реформы контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области только за год на треть сократилось количество служащих этой сферы, допустивших коррупционные правонарушения.

Однако пока не приходится говорить о том, что антикоррупционная система работает полноценно и максимально эффективно. Так, по данным прокуратуры области, за 9 месяцев 2018 года выявлено 233 нормативных правовых акта, содержащих коррупциогенные факторы. За 2017 год судами Свердловской области рассмотрено 221 уголовное дело коррупционной направленности в отношении 234 лиц. Причём, стали брать взятки даже те, кто по долгу службы обязан бороться с коррупцией - управления и отделы по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. Их не останавливает жёсткая уголовная ответственность по факту получения взятки. В этом году такие факты имели место, как на федеральном, областном, так и на муниципальном уровне. Материальный ущерб от коррупционных преступлений исчисляется сотнями миллионов рублей.

Такая ситуация никого не устраивает: ни население, ни предпринимателей, ни власть, ни гражданское общество.

Несмотря на принимаемые меры, по данным социологических опросов, около половины населения считают уровень коррупции высоким, а эффективность антикоррупционных мероприятий, проводимых органами власти и институтами гражданского общества, недостаточной.

Осуществить перелом в борьбе с коррупцией не удаётся главным образом потому, что часть чиновников, очевидно, по-прежнему считает, что полученная должность – это место дополнительного заработка, а часть

населения терпимо относится к взяточничеству и не осуждает бытовую коррупцию.

Питательной средой для коррупции являются административные барьеры бизнесу.

В стране осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности. Вместе с тем ежегодное анкетирование предпринимателей показывает, что, например, по итогам 2017 года свыше 80 % опрошенных показали, что административная нагрузка на их бизнес либо увеличилась (20%), либо осталась прежней (60%). Количество плановых проверок сокращается, а внеплановых – увеличивается. По оценкам экспертов Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Б.Ю. Титова в России на сегодня действует не менее 2 миллионов обязательных требований и ограничений во всех сферах предпринимательской деятельности. Сотни таких требований обязаны соблюдать и предприниматели Свердловской области. И не каждый предприниматель готов всегда цивилизованно их выполнять, тем более, что часть требований и выполнить не представляется возможным. Непрозрачность проведения проверок порождает коррупционные отношения с отдельными представителями органов власти, закладывает базу для «бытовой коррупции». Часть предпринимателей воспринимает коррупцию как эффективный способ ускорения решения текущих вопросов развития бизнеса, более эффективный нежели ведение бизнеса в соответствии с нормами законодательства в своей отрасли.

Опросы, проведенные СОСПП, «Деловой Россией», «Опорами России» совместно с другими отраслевыми союзами показали, что бизнес в заинтересован в устранении административных и коррупционных барьеров, готов разрабатывать предложения по оптимизации деятельности контрольно-надзорных органов, готов к конструктивному диалогу. Сегодня бизнес понимает, что слепое потакание коррупционерам снижает доходность цивилизованного бизнеса и его конкурентоспособность. Однако, зачастую бизнес не готов или не имеет ресурсов бороться за свои права самостоятельно, органы государственной власти постоянно отмечают, что количество качественно сформулированных жалоб и обращений крайне мало. В таких случаях именно некоммерческие организации призваны стать посредниками между бизнесом и контрольно-надзорными органами в обеспечении конструктивного диалога, оказании адресной консультационной поддержки.

Реформа контрольно-надзорной деятельности завершится в 2025 году, ее цель — в 2 раза снизить административную нагрузку на бизнес.

Наша задача – участвовать в реализации мероприятий федеральной программы и Областного плана реформы контрольно-надзорной деятельности. Для этого надо сформировать позицию малого и среднего бизнеса и антикоррупционных организаций. Совместно с другими некоммерческими организациями мы планирует реализовать ряд мер по формированию пакета предложений по снижению коррупционной напряженности.

Наши предложения коснутся устранения дублирующих требований различных надзорных органов, сокращения неоправданных внеплановых проверок, борьбы с недобросовестными контролерами и др. Предлагаю рассмотреть возможность, по примеру РСПП, в Союзе малого и среднего бизнеса создать Комитет по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров, а также воссоздать Комитет по профилактике и противодействию коррупции. Положение о комитете уже разработано и утверждено.

Не могу не отметить, коллеги, что 21 организация, имеющая своей целью противодействие коррупции, на сегодняшний день не достаточно эффективно координируют свою работу. Более того, практически каждый год имеют место факты ликвидации организаций этой сферы из-за прекращения деятельности и непредставления отчётов в Минюст. В названный выше Координационный совет, состоящий из 15 членов, вошли представители только 5 антикоррупционных организаций. В 2017 году всего одна организация – Союз «Антикоррупция» - представила тезисы в доклад о деятельности по противодействию коррупции на территории Свердловской области, подготавливаемый ежегодно администрацией Губернатора Свердловской области.

Выскажу и поясню ряд предложений, которые нами уже включены в проект рекомендаций нашей тематической секции и прошу их поддержать.

1. О законодательных инициативах и предложениях

С целью создания правовых условий для активизации работы некоммерческих организаций предлагаем принять участие в выполнении соответствующих мероприятий «Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы», утверждённого Президентом России.

С учётом темы нашей секции особенно интересны два пункта Национального плана.

Первый, это - о грантах антикоррупционным организациям.

Проблему можно проиллюстрировать на примере города Екатеринбурга. Например, в 2018 году в конкурсах на получение грантов (общая сумма бюджета на все гранты - 7 млн. руб.) участвовали более 100 социально ориентированных некоммерческих организаций, которые представили свыше 150 проектов. Среди победителей конкурсов ни одной антикоррупционной организации и ни одного антикоррупционного проекта.

Союзу также отказали в сдаче документов по антикоррупционному проекту на этот конкурс. Аналогичная ситуация и по другим грантовым конкурсам, как на региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях.

Предлагаем принять участие в реализации пункта 23.Национального плана в части подготовки и внесения органам власти предложения при разработке и применении ими механизма предоставления грантов антикоррупционным организациям, которые показали наиболее значимые результаты в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации антикоррупционных ценностей.

Также предлагаем принять участие в реализации пункта 33.Национального плана в части подготовки предложений, направленных на стимулирование участия некоммерческих организаций в противодействии коррупции, с последующим предоставлением их общероссийским общественным организациям (РСПП, «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия»), которым предписано направить эти предложения в Правительство страны.

Просим участников секции принять участие в разработке предложений.

2. О расширении полномочий некоммерческих организаций

В бизнес-сообществе неоднократно высказывались предложения о законодательном расширении полномочий некоммерческих организаций.

Предлагается рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в федеральные законы «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» в части возвращения некоммерческим организациям и общественным объединениям ранее имевшегося статуса (до 2000 г) субъекта права законодательной инициативы. Суть этого права в том, что оно дает возможность подавать законопроекты на рассмотрение законодательных органов.

Федеральным законодательством (закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) субъектам РФ предоставлено право на их усмотрение предоставлять право законодательной инициативы общественным объединениям и гражданам. Таким правом в полном объёме или частично воспользовались Белгородская, Воронежская, Самарская, Тульская области, Мордовия, Карелия, Приморский край и другие, а Свердловская область нет.

Мы полагаем, что общественные объединения способны не только готовить экспертные оценки подготовленным властью законопроектам, но и добиваться права самим выступать с законодательными инициативами и вносить на рассмотрение проекты законов.

Предлагаем направить в адрес Губернатора Свердловской области предложение о возможности внесения в статью «63. Право законодательной инициативы» Устава Свердловской области следующего дополнения: «Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Свердловской области принадлежит также Общественной палате

Свердловской области, Свердловскому областному союзу промышленников и предпринимателей, Уральской торгово-промышленной палате, Союзу малого и среднего бизнеса Свердловской области, Ассоциации "Совет муниципальных образований Свердловской области» по вопросам местного самоуправления, региональным общественным объединениям, зарегистрированным в установленном законом порядке на территории Свердловской области, по вопросам предупреждения и противодействия коррупции».

Такое право должно предоставляться не всем объединениям, а организациям соответствующим определённым критериям. Например, «работающие после регистрации не менее трёх лет», «обеспечивающие прозрачность деятельности», «обязательность опубликования годового отчета и результатов аудита» и др.

Позвольте добавить еще одно предложение на названную тему. Если противодействие коррупции - одна приоритетных задач государства и институтов гражданского общества, то можно было бы предоставить дополнительные полномочия некоммерческим организациям по вопросам общественного контроля. Тем более, что такая возможность предусмотрена федеральным законодательством.

Можно рассмотреть и внести органам власти следующее предложение. Разработать с участием общественных объединений и принять в соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 3 федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» нормативно - правовой акт, предоставляющий дополнительные полномочиями по осуществлению общественного контроля некоммерческим организациям, действующих не менее трёх лет и уставной задачей которых является участие в противодействии коррупции.

Для обоснования и подготовки этих законодательных предложений и инициатив можно было бы создать рабочую группу из юристов, представителей некоммерческих организаций правовой специализации и антикоррупционных организаций. Например, таких как «Правовое содействие», «Комитет законодательных инициатив», «Граждане России – за закон» (ГРОЗА)» и другие.

3. О стимулировании лиц, сообщивших о коррупции

В последние годы совершенствование антикоррупционного законодательства шло путём введения жестких кар, запретительных и ограничительных антикоррупционных мер. Однако использование только карательных мер не дает ощутимого результата ни в одном вопросе. Мы считаем, что необходимо введение механизмов, стимулирующих правомерное поведение.

Однако до последнего времени законодатель не воспринимал предложения, в том числе и Союза, о стимулировании лиц, сообщивших о коррупционных и иных правонарушениях.

В этом году ситуация изменилась. МВД России при согласовании Минюста России приказом в июне 2018 года утверждено положение о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Суммы поощрений могут варьироваться от 50 тыс. до 10 млн. рублей.

Мы полагаем, что следующим шагом должен стать нормативный акт о поощрении людей, сообщивших о коррупции. Предлагается подготовить и внести в Генеральную прокуратуру РФ, осуществляющей координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, предложение о возможности подготовки нормативного правового акта о назначении и выплате вознаграждения в денежном выражении лицам, сообщившим о коррупционных правонарушениях.

4.О привлечении волонтёров к антикоррупционным акциям

Сегодня, 5 декабря – особый день для волонтёров. Это - международный день волонтёрства (добровольчества). Кроме того указом Президента страны 2018 год объявлен годом волонтёрства. Принят в 2018 году федеральный закон по поддержке этой деятельности.

В Свердловской области развиваются различные виды волонтерской деятельности, в том числе: социальное, медицинское, экологическое, пропаганды знаний по обеспечению пожарной безопасности и др.

Президент страны Владимир Владимирович Путин поставил задачу расширить область деятельности волонтёров и активнее привлекать их к участию в социальных и иных инициативах.

В Белгородской, Курганской областях, Татарстане уже проводятся молодёжные антикоррупционные акции.

По информации Ресурсного центра добровольчества «Сила Урала» в Свердловской области свыше 100 тысяч волонтёров, это больше, чем в любом другом регионе страны.

Предлагаем расширить фронт участников борьбы с коррупцией за счёт волонтёров с учётом специфики их работы.

Предлагаем Союзу малого и среднего бизнеса и общественной организации «Ресурсный центр добровольчества «Сила Урала» обратиться в Государственную Думу с предложением о внесении дополнений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» с целью расширения видов деятельности волонтёров за счёт участия их в антикоррупционном просвещении, формировании у граждан, а особенно у молодёжи, антикоррупционного мировоззрения и правовой культуры.

Некоммерческим организациям волонтёров целесообразно, по нашему мнению, было бы заключить соглашения о сотрудничестве с бизнес-объединениями в противодействии коррупции, практиковать проведение волонтёрских акций «Мы против коррупции», разработать порядок (регламент) работы волонтеров по антикоррупционному просвещению с использованием опыта разработки с участием Банка России «Хартии волонтеров финансового просвещения».

В полном объёме эти и другие рекомендации волонтёрским организациям сформулированы в проекте рекомендаций.

В заключение хочу сказать, что только при активном участии общественных организаций, граждан и предпринимателей можно эффективно противодействовать коррупции, выявлять и предотвращать коррупциогенные факторы, воспитывать новое поколение предпринимателей, нетерпимых к проявлениям коррупции и, в конечном итоге, - создать условия устойчивого развития экономики региона.