Свердловская региональная общественная организация «Народный КОНТРОЛЬ» занимается защитой прав и интересов граждан и юридических лиц более шести лет. Информацию о болевых точках в бизнесе и повседневной жизни она собирает анонимно с помощью бесплатного мобильного приложения и сайта, куда граждане присылают фото и видео неубранных и неотремонтированных дорог, незаконных свалок, грязных тротуаров, а также жалобы на нарушения своих потребительских либо юридических прав. Журнал NB уже рассказывал, как удается решать с помощью гласности проблемы свердловчан и даже жителей других регионов. Но обращаются в «Народный КОНТРОЛЬ» и предприниматели, — утверждает председатель организации и вице-президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Максим Беляев.
Юридические лица обращаются к нам, как правило, по поводу нечестной конкуренции на рынке. Появляется множество фальшивых брендов, которые копируют товары либо оказывают сомнительные услуги по более низким ценам, мешая тем самым заниматься бизнесом легальным предпринимателям.
Например, с проседанием автомобильного рынка стали открываться автосалоны, основная задача которых – навязать кредиты под огромные проценты и обмануть покупателей: машину стоимостью 1 млн руб. нередко продают за 2 млн, а то и дороже. Мошенники создают сайт, арендуют помещения бывших автосалонов, копируют внешний антураж: стоят блестящие автомобили, покупателей встречают менеджеры в галстуках, показывают, рассказывают, оформляют кредиты – причем без всякой проверки платежеспособности клиента.
Работают в таких салонах, как правило, тонкие психологи: вначале предлагают нормальный договор купли-продажи, потом отвлекают покупателя задушевными беседами, человек расслабляется и не замечает, как ему подменяют страницы, в итоге покупатель подписывается под совсем другие проценты и условия кредитования. Ему практически предлагается оплатить совсем не тот автомобиль, который он выбрал: фальшивый автосалон, по сути, навязывает кредиты, а не торгует машинами. В итоге возникают невероятные ситуации: совокупный доход покупателей-супругов составляет 60 тыс. руб. в месяц, а платеж по кредиту – 100 тыс. руб. Клиент только потом понимает, что его обманули, но сделать ничего не может: под договором стоит его реальная подпись. Доверившись многообещающей рекламе с низкими ценами, потребители хотели поменять авто на новое на выгодных условиях, а попадают в финансовое рабство, оформив кредит на кабальных условиях.
Когда такие случаи становятся нам известны, мы совместно с потерпевшими обязательно посещаем автосалон для выяснения обстоятельств сделки и оказания юридической помощи. Также собираем всю необходимую информацию для последующего размещения на сайте с фото- и видеоматериалами. Используя наши сюжеты и материалы, граждане с помощью адвокатов обращаются в суд, и некоторые договоры удается оспорить, исключить из них наиболее спорные
пункты и изменить процентные ставки по кредиту. В любом случае советую потенциальным покупателям ознакомиться в интернете с отзывами о том салоне, в который они собираются обращаться.
Другая проблема – работа так называемых сервисных центров. Нелегальные компании по ремонту компьютеров, сотовых телефонов, телевизоров, пользуясь неосведомленностью клиентов, нередко «навязывают» ненужные комплектующие и ремонт по цене, превышающей стоимость самой техники, а в случае отказа от оплаты технику не возвращают. Бороться с мошенниками очень сложно: они скрываются обычно под вывеской официальной фирмы, к которой не имеют никакого отношения. Мошенники фактически работают по документам, принадлежащим другой организации: заключают от ее имени договоры, представляются ее официальными представителями, а когда возникают проблемы с правоохранительными органами, просто исчезают с рынка. Легальные компании часто даже не знают, как их подставляют нечестные конкуренты. К нам однажды поступила жалоба на сервисный центр одной известной компании, и мы обратились к ее руководителю за разъяснениями. Директор пояснил, что документы действительно его, а сервисный центр никакого отношения к нему не имеет, в связи с чем было направлено заявление в полицию.
Не меньше нелегалов работает и в сфере индустрии красоты. Сотрудники косметологических салонов после обучения и наработки практики увольняются и без всякой регистрации начинают работать на дому, подрывая бизнес своего вчерашнего работодателя. Причем это еще не самый худший сценарий: бывает, «салоны» открывают «косметологи», не имея медицинского образования и необходимых навыков, а также лицензий, сертификатов и удостоверения на оборудование, оказывают услуги по подтяжке кожи лица, тела и другие медицинские омолаживающие процедуры. «Народный КОНТРОЛЬ» сталкивался со случаями причинения вреда здоровью такими горе-косметологами: у одной женщины после операции перекосило лицо, она обратилась в полицию, но нелегальный салон закрылся, и найти его следы правоохранители пока не смогли.
Легальные предприниматели, работающие в сфере индустрии красоты, удивляются: как легко граждане доверяют свое здоровье непрофессионалам и даже не интересуются, где те приобретают инъекционные препараты (например, ботокс) или те же кремы. «Народный КОНТРОЛЬ» придает большое значение борьбе с нелегальными предпринимателями, которые не отвечают за качество и безопасность своих услуг.
Много проблем доставляют несанкционированные свалки и недобросовестные коммунальщики (ассенизаторы), которые не сдают канализационные отходы «Водоканалу», а сливают в полях и водоемах. Плохо налажена и работа по утилизации опасных отходов: кто-то везет на переработку, кто-то – нет, отчего предприятия опять-таки оказываются в неравных конкурентных условиях. Мы ловили за руку тех, кто сливает отходы в неположенном месте, но штраф в 5 тыс. руб. никого не пугает. Подобная же коллизия наблюдается в области сбора металлического лома. Незаконных пунктов приема цветных металлов расплодилось больше, чем нестационарных торговых объектов. Они не только не платят налоги, но и фактически поощряют воровство металлических изделий: ни один легальный пункт не возьмет крышки от люков, строительную арматуру, медные катушки, кабели, емкости и т. д., а нелегалы берут все подряд, не опасаясь мизерных штрафов.
Поступают обращения и по вопросам, связанным с нечестной конкуренцией в области ЖКХ: недобросовестные управляющие компании занимаются подделкой протоколов общих собраний жителей многоквартирных домов с целью передела рынка, а страдают десятки тысяч простых людей, получающих двойные платежки, лишающихся возможности получения услуг от той компании, которую они в свое время действительно выбрали. Каждое такое обращение не оставляется нами без внимания, и вопрос зачастую решается в пользу жителей.
Мне кажется, решить озвученную проблему бизнес может лишь объединенными усилиями. Я являюсь вице-президентом и председателем Комитета народного контроля Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса. Мы плотно взаимодействуем с предпринимателями, вникаем в их проблемы, делимся информацией. По мере обострения проблем организуем круглые столы, на которые приглашаем чиновников разных уровней и обсуждаем пути решения: где-то, возможно, имеет смысл увеличить штрафные санкции, где-то – изменить методы работы, а то и принять дополнительный нормативный акт, поскольку законодательство не успевает идти в ногу со временем.
Надо сказать, что в сотрудничестве с нами заинтересованы и сами чиновники, на работу которых часто жалуются граждане и предприниматели. Чиновники четко понимают, что какая-то часть информации до них не доходит, а отвечать за все происходящее на их территории приходится им. Восполнить информационный пробел рассчитывают с помощью «Народного КОНТРОЛЯ»: фото- и видеоматериалы, присланные гражданами и юридическими лицами, через мобильное приложение «Народный КОНТРОЛЬ», сами по себе служат доказательствами нарушений и имеющихся недостатков.
«Народный КОНТРОЛЬ» – это мост между обществом и властными органами, который реально работает. Именно поэтому мы стремимся открыть филиалы в городах и районах Свердловской области и в других регионах России. На местах есть инициативные группы, молодежные движения, которым небезразлично, что происходит на их территориях, – а мы готовы помогать и сотрудничать со всеми, чтобы сделать жизнь граждан лучше.